Профилактика заболеваний

Чтобы вам не заболеть,
Не принять инфекций,
Профилактик много есть,
И бодрящих лекций.

План медико-профилактической работы

 

Многие малыши, которые впервые познакомились с детским садом, сразу же заболевают. Буквально, проходив еще пару дней, снова у них повышенная температура, кашель и насморк. Мама берет еще один больничный лист.
Почему же ребенок так часто болеет в детском саду?

Конечно же это — адаптации к детскому саду. Детки попадают из домашней среды, где заболеваемость различными инфекциями и вирусами сведена к минимуму в агрессивную среду микробов, возбудителей заболеваний. Сюда же прибавляются и психологические проблемы – расставание с близкими, новый коллектив. Иммунитет сдается, и тогда начинаются всевозможные ОРВИ и ОРЗ.

Кстати ОРВИ и ОРЗ – наиболее распространенные детсадовские болезни. Проявляются повышением температуры (иногда до высоких цифр), кашлем, насморком. Приболевшего ребенка обязательно нужно оставить дома. Как правило, для лечения вирусных инфекций назначают иммуномоделирующие препараты – гомеопатические или на основе интерферона: Афлубин, Анаферон, Гриппферон, Оццилоккоцинум. Капли в нос – Називин, Пиносол, солевые растворы — Аква-марис, Салин. Но помните, что любые капли в нос нельзя применять без перерыва больше 4 дней, по окончанию этого срока их следует сменить на другие.

 

В лечение кашля хорошо помогают препараты на основе растительных компонентов – Сироп корня солодки, Проспан, Стодаль. В любом случае консультация врача необходима, потому как любое ОРВИ или ОРЗ опасно осложнениями. При неправильном лечении может воспалиться любой орган. Уши – отит, горло – фарингит, носовые оболочки – ринит и т.д. Тогда уже потребуются более серьезные лекарства, а иногда и антибиотики. Если же диагноз педиатра однозначен – простуда, то не стоит держать малыша дома долго. В полнее достаточно 5 дней. Если же «реабилитация» затянется на 3-4 недели, то ребенок, придя в детский сад, вновь заболеет. Потому как за это время в группе разовьются абсолютно другие инфекции, они мутируют и иммунитет, приобретенный за время пребывания дома, окажется бессильным против натиска абсолютно других инфекций. (Но тем не менее, врачи иммунологии сообщают, что бы восстановить иммунитет человеку требуется месяц реабилитации. Если это время не выдержать, то можно легко заболеть снова, что собственно и происходит в детских садах.)

Еще одна группа детсадовских болезней – ветрянка, корь, краснуха, паротит (свинка) и т.п. В рамках национальной прививочной программы от последних трех болезней с самого раннего возраста в поликлиники делаются прививки. Это помогает не только снизить заболеваемость, но и свести к минимуму последствия, если все-таки ребенок заболеет. Пока нет вакцины лишь для одной болезни из этой группы – это ветрянка. Инкубационный период ветрянки составляет – 21 день. Именно в это период и проявляются первые признаки болезни – кожные высыпания, повышение температуры. Лечение одно – парацетамол от температуры и смазывание зеленкой высыпаний. Как правило, уже через 3 недели ребенок может идти в детский сад.

Заболевания желудочно-кишечного тракта в детском саду.
В этой группе можно выделить две категории – неспецифические колиты и кишечные инфекции. Если первые не представляют серьезной опасности и обычно характеризуются небольшой тошнотой, может быть рвота или понос. Возникают они вследствие излишней нагрузки на печень и желчный пузырь, или попросту говоря – переедания. Яйца, жареная пища и подобные блюда, с которым детской печени иногда не удается справиться, могут стать причиной необъяснимой рвоты или поноса. Для лечения, назначаются ферменты (Мезим, Панкреатин) и кишечные бактерии (Лактобактерин, Бифидумбактерин, Линекс, Йогулакт). В свою очередь, кишечные инфекции (сальмонеллез, ботулизм и т.п.) очень опасны и требуют лечения в специализированной больнице (инфекционной) под чутким наблюдением врача.

Избежать большинства этих болезней можно.
Во-первых, делая необходимые прививки с положенные сроки.
Во-вторых, закаляя ребенка с самого раннего возраста. Не выращивайте его как тепличное растение. Активный образ жизни, общение со сверстниками, одежда по погоде, здоровая гигиена, а не бесконечное мытье рук, игрушек по поводу и без – сослужат вам добрую службу. К большинству инфекций организм ребенка будет устойчив, а если и «подхватит» что-нибудь, то перенесет без последствий.

Ну и третье принимайте в сезон эпидемий витаминные комплексы и препараты, повышающие иммунитет, желательно растительного происхождения. Отлично подойдут отвар плодов шиповника, настойки эхинацеи и элеутерококка, кислородные коктейли.

Если же все-таки малыш заболел, вот несколько симптомов, которые требуют немедленного вызова доктора или скорой помощи:
— температура выше 39 градусов,
— в рвоте или каловых массах кровь или кровавые прожилки,
— ребенок «синеет», задыхается,
— ребенок потерял сознание или появились судороги.

 

Нормативно-правовые документы

  - Приказ Министерства образования РФ от 30.06.1992 года, №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в ДОУ»

- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

-Указ президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»
 

Оздоровительная работа
 
  • профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
  • общеукрепляющая терапия (витаминотерапия, полоскание горла водно солевыми и водно чесночными растворами, применение чесночных бус и др.);
  • организация рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).
  • десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
  • рациональный режим жизни;
  • двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);
  • комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором, чесночным настоем);
  • работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;
  • использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз, физические упражнения и игры);
  • режимы проветривания и кварцевания.