Доступная среда

                   

Мир "особого" ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир "особого" ребёнка допускает лишь своих.
Мир "особого" ребёнка интересен и пуглив.
Мир "особого" ребёнка безобразен и красив,
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир "особого" ребёнка - иногда он нас страшит:
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир "особого" ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир "особого" ребёнка допускает лишь своих.

 
  •        Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. С 2011 года в РФ стартовала широкомасштабная государственная программа "Доступная среда",  цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
     
     *В МБДОУ №44 «Грибочек» в целях обеспечения доступности услуг разработан Паспорт доступности. Для инвалидов на креслах-колясках доступен первый этаж. 
     

    Паспорт доступности МБДОУ №44 «Грибочек»

     *Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте.
    *Назначен ответственный сотрудник МБДОУ за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для лиц с ОВЗ, инвалидов.

  • Приказ о назначении ответственного лица МБДОУ за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для лиц с ОВЗ, инвалидов 09.01.2023г. 

  • * Ширина дверных проёмов входа в детский сад обеспечивает свободных проход инвалидов-колясочников
  • * Имеются стенды с большим шрифтом на контрастном фоне
  • * В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов
  • * В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для слабовидящих
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
 о специально оборудованных кабинетах   отсутствуют
 об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ          отсутствуют
 о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ    отсутствуют
 об объектах спорта, присполобленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ    отсутствуют
 о средствах обучения и воспитания, париспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ    отсутствуют
 об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации   установлена кнопка вызова персонала на доступной высоте
 о специальных условиях питания    питание детей организуется по необходимости (при наличии детей с ОВЗ)
 о специальных условиях охраны здоровья    охрана здоровья детей организуется по необходимости (при наличии детей с ОВЗ)
 о доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ    создан сайт с версией для слабовидящих
 об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ    ЭОР не применяются
 о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования    отсутствуют
 о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат    общежитие, интернат отсутствует
 о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ    общежитие, интернат отсутствует

Федеральный закон от 24.12.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г.  №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Росийской Федерации по вопросам солиальной защиты инвалидов в связи ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. №599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности"

      Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 9.11.2015 г. №1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

     

   Термин «доступная», «безбарьерная» среда в настоящее время упоминается во многих законодательных актах РФ и субъектов РФ. По определению В.Н. Куницина в широком смысле безбарьерная и (или) доступная среда – это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей.

  
Как влияет безбарьерная среда в ДО на результаты обучения и социальной интеграции детей?

   Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам

   Условиями построения безбарьерной среды в ДОУ являются

  • взаимодействие и координация усилий детского сада, семьи, общественности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с целью обеспечения единых целей, задач, содержания деятельности;
  • создание равных возможностей для детей с ОВЗ и детей, не посещающих ДОУ, имеющих ограниченные возможности здоровья посредством интеграции взаимодействия специалистов ДОУ;
  • оказание постоянной поддержки в освоении образовательного маршрута ребенку и семье воспитанника;
  • ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
  • взаимное доверие и интенсивное взаимодействие ориентирует педагогов и родителей на доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов маленького ребенка, своих обязанностей как воспитателей, а также предусматривает установление эффективного контакта детского сада и семьи, дополнение друг друга в процессе воспитания детей раннего возраста;
  • конфиденциальность – обеспечивает сохранность информации о ребенке и семье, не разглашение ее без согласия семьи.

Задачи образовательного учреждения при создании безбарьерной среды

    - Создание уютного, комфортного пространства для всех.

    - Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности.

    - Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

    - Создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.

    - Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

    -индивидуальный подход к воспитаннику с ОВЗ со стороны команды специалистов.

               В настоящее время категорий детей-инвалидов по слуху и зрению, нуждающихся в услугах сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика и детей-инвалидов, нуждающихся в предоставлении образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому, инвалидов-колясочников НЕТ